+7 (925) 542-1555

Звоните в будни с 10:00 до 19:00







Как вы заботитесь о собственной печени?

  У меня нет проблем с печенью, и мне не нужно ее защищать
  Регулярно пью гепатопротекторы
  Стараюсь потреблять меньше жирной жареной пищи и алкоголя
  У меня уже есть печеночное заболевание
  Затрудняюсь ответить

посмотреть результаты



Главная / Специалистам / Статьи

50 летнему юбилею ГКБ №20 посвящается

Жизнь в режиме скорой помощи

(43 года работы в хирургической клинике)

 

Когда почти не оставалось шансов

И друг шептал: « Не надо, погоди» -

Передо мной вставал Ерамишанцев,

И Цацаниди где-то впереди.

Шерцингер не давал упасть и скоро

Та высота уже покорена.

 

На ней стояла гордо Пациора

Потом, конечно, не одна она.

Л. Тимен 2012 год.

 

Меня попросили рассказать о нашей работе в 20 городской клинической больнице, и я понял, что не смогу отказаться, хотя большая часть моих воспоминаний не попадает в современную концепцию развития медицины в России. Будучи последним из могикан первого состава отделения портальной гипертензии, имея перед собой отчетливую картину «как все это было», начну повествование с 1 сентября 1970 года.

         После пяти лет работы в 52 гор. больнице, клиника, возглавляемая проф. Марией Демьяновной Пациора, вынуждена была поменять базу.

          В то время 20 больница состояла из трех корпусов. Первый из них был роддомом ( зав. Л.Г. Королева), второй корпус вмещал в себя администрацию, две хирургии (1- зав Б.А. Мелкумов, 2- А.А. Разу), урологию  ( Якубсон) и травматологию ( зав- Т.И. Черкес-заде). В 3м корпусе базировались неврологическая (зав. Л.Г. Ерохина) и терапевтическая клиники (зав. В.С. Смоленский).

         При первом ознакомительном разговоре М.Д. Пациора озвучила основной принцип работы - нет городских, кафедральных и клинических сотрудников – есть единый коллектив, в котором успехи и неудачи общие.

         Отделение портальной гипертензии в то время состояло из зава -  М.Д. Пациора, ст. научного сотрудника - К.Н. Цацаниди, четырех младших научных сотрудников (А.К. Ерамишанцев, Ю.А. Ершов, В.П. Ланщаков, А.Г. Шерцингер), 1 врача-лаборанта (Н.Ф. Шольц) и 2х лаборантов.

         С первых дней работы все были распределены по отделениям, получили палаты, оформились дежурантами по хирургии, причем всех сразу поставили ответственными хирургами.

         С теплым чувством благодарности вспоминаю, Борис Арменаковича Мелкумова, который ни один раз, в любое время суток выручал меня при тяжелой и непонятной клинической картине. Как самого молодого, а мне тогда было 28лет, он по отечески опекал, разъясняя, как следовало бы поступать в той или иной ситуации.

         Уровень оказания хирургической помощи в 20 больнице с приходом клиники стал на голову выше. К примеру, по дежурству у больного, ранее дважды оперированного на желудке, произошла перфорация. Учитывая необходимость выполнения радикальной операции, из дома был вызван К.Н. Цацаниди. Больной был поднят в операционную, где стало понятно, что анестезиолог не в состоянии дать наркоз. За 1,5часа была выполнена субтотальная резекция желудка под местной анестезией 0,25 % раствором новокаина с благополучным исходом.

В 1972году при главном враче Г.А. Хазанове был построен и открыт 5 корпус. Хочется отметить большие организаторские способности Генриха Азаровича. Он дважды избирался депутатом Моссовета, при нем был проведен эксперимент с финансами, позволявший персоналу больницы получать большие премиальные деньги. В это же время было разрешено принимать на работу врачей со стажем не менее 10-15 лет и не менее 1ой категории со всех регионов Советского Союза. И как я себя мог чувствовать, когда на дежурстве, где я был ответственным, в приемном покое дежурил бывший главный хирург г. Мориса Тореза Донецкой области А.Н. Федорко, по отделениям – ведущий хирург клиники из Свердловска – А.А. Артамонова и хирург Тульской областной больницы Э.В. Данильянц. При этом соблюдалась неукоснительная субординация. Дежурить в такой бригаде было легко и весело.

В то время заместителем главного врача по хирургии была Ирина Леонидовна Рамзина. Красивая, спокойная, интеллигентная, отлично знающая все разделы хирургии, сама в прошлом заведующая травматологией во 2й Градской больнице г. Москвы, она держала руку на пульсе хирургической службы, активно внедряя все новое, помогая в открытии новых отделений, закупке оборудования. По моему мнению, она была лучшим замом по хирургии за все 43 года моей работы в 20 больнице.

С ее помощью открылось отделение эндоскопии (первый руководитель - С.Р. Морголина), прославившая в последующие годы 20 больницу своими научными и практическими достижениями.

Несколько слов о 5 корпусе. 1 этаж занимал приемный покой. На протяжении 15 лет руководил им капитан второго ранга в отставке, участник ВОВ Струнко М. Нет смысла говорить, что порядок в приемном покое был железным. На втором этаже разместилось гинекологическое отделение ( зав. Р.М. Тильман). Прекрасный хирург, обаятельный человек, всю свою работу он делал праздником. Хирургам он был братом. 1 хир. отделение возглавлял А.А. Разу, в последующем А.В. Клименков, 2 я хирургия работала под руководством А.Ф. Оберфельда, после его ухода В.К. Горева. 3я хирургия, в которой размещалось отделение портальной гипертензии, работала с зав. А.Н. Федорко, 4я хирургия- зав. Э.В. Данильянц. На 7м этаже располагался операционный блок и анестезиологическая служба (зав. В.И. Масленников, после его смерти А.Д. Семенова).

В 1974 году в г. Москве был проведен первый симпозиум по портальной гипертензии. Сопредседатели: проф. М.Д. Пациора и патриарх отечественной хирургии П.Н. Напалков. Результатом работы симпозиума было решение о создании отделения портальной гипертензии во всех республиках СССР, а также в крупных городах - миллионниках. Отделение портальной гипертензии на базе 20 Городской клинической больнице стало называться всесоюзным центром хирургии портальной гипертензии. Авторитет проф. М.Д. Пациоры в то время был непререкаем. Постоянная целенаправленная работа дали возможность сотрудникам больницы заниматься научной работой. К слову сказать, что трое заведующих хирургическими отделениями успешно защитили кандидатские диссертации. Всего же за 43 года работы клиники в 20 больнице было защищено 24 докторских и более 100 кандидатских диссертаций.

Отличные человеческие качества М.Д. Пациоры позволили ей найти общий язык с клиниками и кафедрами, практикующими на базе 20 ГКБ. 3 кандидатских диссертации завершены  невропатологами на материале хирургических больных, первые роды у женщин с синдромом портальной гипертензии принимала Л.Г. Королева. Великолепную диссертацию, единственную в своем роде, завершил анестезиолог Г.А. Кузин.

Сменивший М.Д. Пациору проф. К.Н. Цацаниди был уникальным человеком. Прежде всего, он хирург - от Бога. На его операции ходили смотреть, как на представления, и  не только советские хирурги. Я был свидетелем, как ведущие хирурги Франции аплодировали Ким Николаевичу после операции кава- мезентериального анастомоза, который он выполнил за 2 часа.

Интерес К.Н. Цацаниди не ограничивался только портальной гипертензией. Со всего Советского Союза в 20 больницу ехали пациенты для проведения реконструктивных операций на желчных путях. Одними из первых в стране хирурги клиники под руководством К.Н. Цацаниди применили операции по пломбировке протока при хроническом панкреатите. Значительный вклад в разработку тактики лечения больных с панкреонекрозом внес ученик К.Н. Цацаниди А.В. Пугаев. Фундаментальными разработками признаны методы еюнального и парентерального питания у больных с хирургической патологией, за данный цикл работ проф. К.Н. Цацаниди и проф. А.В. Пугаев стали лауреатами Государственной премии Советского Союза.

Виртуозные операции на пищеводе (экстирпации и резекции), желудке (гастрэктомии), поджелудочной железе (панкреатодуоденальная резекция), прямой кишке стали обычным явлением в хирургической жизни больницы. Когда приходила беда в семью сотрудников больницы, Ким Николаевич всегда принимал участие, оперируя и выхаживая пациентов. Супругу заместителя главврача по терапии Захаровой Антонине Георгиевне  он подарил 30 лет жизни, выполнив гастрэктомию по поводу рака желудка.

Все молодые хирурги называли Ким Николаевича Цацаниди «отцом».

Ученик Ким Николаевича А.К. Ерамишанцев принял руководство клиникой в 1989г после ухода К.Н. Цацаниди на пенсию. Условием его назначения было изучение английского языка и осуществление трансплантации печени. Сразу же хочу сказать, и то, и другое условие было выполнено.

Об этом человеке можно говорить много, но первое, что следует сказать:- А. К. Ерамишанцев - настоящий врач. Интересно было наблюдать во время обхода, когда по 30-40 минут он собирал анамнез у больного с неясным диагнозом. Почти всегда, в 100% вся патология детально, по полочкам раскрывалась без всякого инструментального подтверждения. Глядя на А.К. Ерамишанцева ,не становилось понятно, как земские врачи используя расспрос, перкуссию, пальпацию и аускультацию ставили диагноз «абсцесс легкого».

К замечательным чертам А.К. Ерамишанцева следует отнести его коммуникабельность. На всю Москву прославилось его умение проводить дискуссии. Остроумие, быстрая реакция позволяли ему свободно управлять аудиторией. Утренние клинические конференции всегда проходили с аншлагом.

Авторитет А.К. Ерамишанцева позволил всей клинике участвовать в совместной научной работе с Варшавским университетом, хирургами Италии. Стажировку по трансплантации печени А.К. Ерамишанцев совместно с С. Готье проходил в Испании. Несколько раз Александр Константинович представлял Центр хирургии им. Б.В. Петровского на конференциях в США, странах Европы.

За проведение первой трансплантации печени в нашей стране А.К. Ерамишанцеву присвоено звание лауреата Государственной премии России.

Рассказ о А.К. Ерамишанцеве был бы неполным, если не вспомнить о его талантах. Игрой на аккордеоне в молодости он зарабатывал себе на жизнь, играя на танцплощадках. Фортепиано и гитара были для него родными инструментами. В компаниях ему не было замены - веселье и смех окружали его.

В клинике сложилась традиция- процесс воспитания молодого поколения начинался со студенческой скамьи. С 4-5 курса шел отбор толковых, целеустремленных молодых людей. После окончания института они поступали в клиническую ординатуру  РНЦХ или Первого медицинского института. Затем аспирантура и практическая деятельность. Бывает очень приятно, когда известные хирурги на конференциях, съездах подходят и, представляясь, говорят, что они прошли школу 20 больницы. Профессора Л.Г. Моисюк, В.В. Цвиркун, С.Л. Дземешкевич, В.А. Иванов, А. Шестаков и др. тепло отзываются о системе воспитания, которая в настоящее время, к сожалению, безвозвратно потеряна. Большинство врачей, знакомых с коллективом хирургической клиники, помнят дружелюбную, товарищескую обстановку в 20 больнице.

Спорт составлял связующую основу отношений. Футбольные баталии внутри больницы, шахматные турниры, игра в волейбол на уровне мед. коллективов г. Москвы. Первый Кубок Центра хирургии по футболу в 1991г. выиграла сборная 20 Городской больницы.

А как мы играли с профессиональной командой крупного завода! Это надо было видеть! Нам противостояла полностью экипированная команда в футболках, мы же были в хирургической форме. И, тем не менее, мы выиграли 2:1. Правда был один сломанный палец и разорванная губа, но главное победа!

Я не буду давать оценку последним 5 годам работы, оставлю это для следующего поколения. Живу с надеждой, что приоритет в хирургии портальной гипертензии со времен Н.В. Экка не зачахнет. И в наше смутное время, найдутся люди образца  Б.В. Петровского. Которые определят правильное развитие отечественной науки и здравоохранения в будущем, когда лозунг «здоровье народа - высший закон» будет не простым звуком!

Д.м.н., проф. А.Г. Шерцингер

Наверх